МЕЖДУНАРОДНОЕ ЭКСПОРТНОЕ АГЕНТСТВО

"СВОИ ЛЮДИ"

Надёжный партнер в ведении международной торговли со странами Азии

Каналы сбыта импортной продукции: онлайн или офлайн?

Каналы сбыта импортной продукции: онлайн или офлайн?

В условиях наращивания импорта продовольствия в Китай импортные пищевые продукты распространяются на китайском рынке как по обычным торговым каналам, так и онлайн. Согласно статистическим данным последних лет онлайн-каналы являются более эффективным и быстроразвивающимся средством, но существуют и определённые проблемы. С другой стороны, хотя развитие традиционных каналов происходит не так быстро, они также имеют несомненные преимущества.

 ÐšÐ°Ñ€Ñ‚инки по запросу russian import snack in china 

Рост импортной электронной коммерции B2Cпревышает С2С

Согласно исследованию в области потребления импортной пищевой продукции в Китае (iResearchWhitePaperonChinasImportedFoodConsumptionResearch) более 50% китайских потребителей привыкли приобретать импортируемые товары через Интернет, тогда как менее 20% пользуются исключительно «офлайн»-каналами, т.е. покупают продукт в обычных супермаркетах и магазинах. Таким образом, существует значительный перевес в пользу онлайн-каналов. Среди пищевой продукции, реализуемой через Интернет, лидируют снеки: на их долю приходится около 40% онлайн-заказов.


Различные каналы сбыта импортной продукции китайским потребителям

84% потребителей приобретают импортную продукцию онлайн

58% — главным образом онлайн

26% — как онлайн, так и в обычных магазинах

17% — только в обычных магазинах


Изначально импортные снеки появились на китайском рынке именно в Интернете, главным образом через C2C-схему «дайго» (частный агент, осуществляющий закупку), предложенную владельцами Интернет-магазина Taobao. Некоторые из владельцев также создали частные офлайн-магазины импортных снеков, продавая их, таким образом, как онлайн, так и офлайн. Однако недостатки такой системы очевидны: поскольку товар поставляют частные лица, он неравномерно распределяется по территории сбыта, а его разнообразие ограничено. Кроме того, канал купли/продажи достаточно нестабилен, что может повлечь за собой дефицит товара.

С развитием трансграничной торговли в 2013 году в восьми городах Китая в экспериментальном порядке были организованы международные службы электронной коммерции. Была создана модель бондовых (таможенных) складов, а позже — прямое международное почтовое сообщение, что положило начало эре Интернет-продаж импортной продукции.



В связи с внедрением плодотворной стратегии и развитием логистики в 2014-2015 годах произошёл значительный рост объёмов электронной коммерции китайского рынка импортированных по схеме B2C: её доля в рыночной экономике возросла с 2% до 21,7% в 2014 году и вслед за этим практически удвоилась в 2015 году (46%). Затем в 2016 году она впервые «перегнала» сегмент C2C, достигнул 56,4%, а к 2017-2018 годам объём B2C-сегмента превысил 60% от общей доли электронной коммерции Китая. В 2018 году объём B2C-сегмента оказался практически в два раза больше, чем C2C. Рост сегмента B2C весьма впечатляет и в контексте объёма рыночных операций: к концу 2018 года общая сумма рыночных операций B2C составила более 346,14 млрд юаней (свыше 3 трлн рублей) — в сравнении с суммой в 12,15 млрд юаней в 2014 году.


График объёмов электронной коммерции по схеме B2C на китайском рынке


Разумеется, значительный вклад в эти достижения внесло развитие трансграничной торговли. Данные показывают, что степень интеграции трансграничных импортных сделок в области электронной коммерции на китайский рынок возросла с 1,6% до отметки свыше 10%, т. е. практически в десять раз, за несколько лет. К примеру, число покупателей «Tmall Global», ведущей международной B2C-платформы, с момента её основания в 2014 году возросло примерно в десять раз.

Поскольку международная электронная коммерция на настоящий момент вступила в фазу уверенного развития, изменилась и ставка налогообложения импортных операций: прежняя ставка НДС, равная 16%, понизилась до 13%, а с апреля этого года 10-процентная налоговая ставка снизилась до 9%.


Ассортимент импортной продукции

Согласно данным последних лет, опубликованным CBNDataи Университетом Taobao, с каждым годом растёт импорт кондитерских изделий: печенье, шоколад, конфеты, желе и т. д. Это весьма перспективное направление. Объём импорта этих снеков впечатляет, однако показатели продаж при этом ниже среднего, т. к. рынок уже достаточно насыщен. Стоит добавить, что объём импорта выпечки, а также жареных семян и орехов ниже средних показателей, при том что рост сбыта этой продукции выше среднего. Таким образом, импортёрам стоит присмотреться к перечисленным категориям товаров.

Что касается стран-производителей снеков, импортируемых через онлайн-каналы, на долю основных приходится более 80% общего объёма сбыта, тогда как на все остальные — около 10%. В топ-10 главных стран производителей, импортирующих снеки круглогодично, входят Гонконг, Макао, Тайвань, Япония, Южная Корея, США, Италия, а также Таиланд, Вьетнам и Малайзия.

Для каждого вида снеков существует множество каналов продвижения. Возьмём для примера снеки, имеющиеся в продаже на сайте Tmall, такие как печенье, картофельные, кукурузные и креветочные чипсы, жареная лапша и др. — в основном их импортируют такие страны Юго-Восточной Азии как Малайзия, Таиланд, Индонезия, кроме того, Тайвань, Япония, Южная Корея, Великобритания и США. Некоторые импортные снеки, к примеру, японские соевые вафли, сыр «Morinaga», печенье с солёным яичным желтком, британские домашние чипсы «BURTS» и т.д., сложно найти в супермаркетах, но все их можно приобрести на сайте Tmall.com.

Стоит отметить, что в отличие от обычных магазинов, где импортная продукция продаётся поштучно, в Интернете пользуются популярностью подарочные наборы импортных снеков, т. к. потребители считают их более выгодной покупкой.

 

Какие проблемы необходимо решить

Наряду со всеми преимуществами и разнообразием товаров в Интернет-магазинах существуют и некоторые проблемы: качество и срок сохранности продукта, опасность подделки и др. Ввиду того, что для импорта основной части готовой продукции перед тем, как она пройдёт таможенную очистку и попадёт к потребителю, необходимо соблюсти множество формальностей и требований, таких как непосредственно таможенная очистка и логистика. Эти процедуры могут занимать настолько долгое время, что появляются такие проблемы как несоблюдение условий хранения или истечение срока годности.

Вдобавок некоторые потребители сообщают о случаях подделки товаров. Учитывая, что продажи импортных товаров дают немалую прибыль, а контролировать их не так просто, на внутреннем рынке появляются качественные фальсификаты. Они не только наносят вред здоровью потребителей, но и затрагивают интересы законных производителей.

 

Традиционные способы торговли — гарант качества

 Традиционные способы торговли в сравнении с онлайн-сбытом имеют свои преимущества. Так, крупные супермаркеты, универмаги, специализированные сети по продаже импортных товаров и т.д. как правило имеют стабильные и официальные каналы купли/продажи с гарантией качества продукции. К тому же, покупатели не только видят и сразу же покупают продукт, не тратя время на ожидание заказа, но ещё и получают надёжную послепродажную гарантию.

Кроме того, обычные магазины импортных снеков зачастую находятся в процветающих торговых районах, офисных зданиях или крупных жилых массивах, что обеспечивает им достаточно стабильный поток покупателей и высокий процент повторных визитов. Согласно опросу на тему «поведение потребителей, выбирающих традиционные способы торговли, и отношение к импортным продуктам питания» около 30% потребителей предпочитают обычные магазины, поскольку они расположены недалеко от дома или рабочего места. Также примерно 20% приобретают продукты в обычных магазинах ввиду собственных покупательских привычек или наличия дисконтной карты магазина.

Таким образом, в сравнении с онлайн-каналами сбыта продукции традиционные способы купли/продажи отличаются гарантией контроля качества, более долгим периодом хранения продукта и наличием послепродажного обслуживания. Однако, несмотря на эти преимущества, такие весомые факторы как узкий ассортимент импортных снеков и географические ограничения снижают темпы развития традиционных каналов сбыта.

 

Неотвратимые ограничения темпов роста

В крупном супермаркете города Гуанчжоу, КНР, все импортные снеки располагаются на специально выделенных полках независимо от категории: чипсы, печенье, шоколад, лапша, кофе и другие товары лежат вместе на одной полке, при этом из каждой категории представлено лишь несколько импортных марок. Трудно найти даже наиболее популярную продукцию, рекомендуемую Интернет-магазинами (например, британские чипсы «BURTS», японские сладости «Tokyo Banana» и «ShiroiKoibito» — все они доступны на сайте Taobaoи Tmall).


Картинки по запросу shiroi koibitoКартинки по запросу BURTS chips


Следующий фактор, сдерживающий развитие обычных магазинов, состоит в ограничениях регионального распределения. Несмотря на обозначенные выше стабильный поток покупателей и высокий процент повторных визитов новых клиентов привлекать достаточно трудно, соответственно такие магазины находятся в достаточно пассивном положении. Хотя многие супермаркеты организуют бесплатные сервисы доставки в радиусе 3-5 км начиная от определённой суммы покупки, эта услуга не подходит потребителям, находящимся вне зоны доставки. Последним проще приобрести товар напрямую в онлайн-магазины, внеся установленную плату за доставку. Более того, онлайн-супермаркет предоставляет гораздо больший выбор импортной, в том числе нишевой, продукции.

Несмотря на то, что и онлайн-магазины, и традиционные каналы сбыта имеют свои плюсы и минусы, с точки зрения привычек стандартного потребителя Интернет-продажи имеют более весомые преимущества. Онлайн-магазины не зависят от рабочих часов и географического положения, вся продукция доступна по простому Интернет-поиску. Что касается владельцев таких магазинов, у них есть возможность реализовать товар множеством средств, поднимая таким образом продажи.

Однако владельцам Интернет-магазинов необходимо быть уверенными в качестве и подлинности той или иной импортной продукции. Также необходимо насколько возможно сокращать период прохождения товаром промежуточных этапов в целях предотвращения порчи, истечения срока годности и т.д. Кроме того, онлайн-продавцы могут воспользоваться преимуществами обычных магазинов, открыв экспериментальный или временный магазин, чтобы поспособствовать увеличению числа покупок от постоянных клиентов, а также привлечь клиентов, предпочитающих покупать «офлайн».

Похожее изображение

Нет комментариев Добавить комментарий